Служба медиации техникума

В соответствии с ФЗ РФ от 29.12.12 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ РФ от 27.07.10 года № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
с 06.02.2018 года в техникуме действует Служба медиации техникума.

Для разрешения конфликтных ситуаций (в том числе личных проблем) обращаться в кабинет № 23 заместителя директора, к руководителю службой медиации Пащенко О.А., в течение рабочего дня с 8.30. до 17.00.
В вечернее время обращаться к члену службы медиации, воспитателю общежития, Сидоровой М.Ю. до 23.00.

Медиация основывается на принципах:

  • добровольность
  • конфиденциальность
  • взаимоуважение
  • равноправие сторон
  • нейтральность и беспристрастность
  • прозрачность процедуры

 

clip_image001.jpgВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ ЕСЛИ

  • ВЫ ПОРУГАЛИСЬ ИЛИ ПОДРАЛИСЬ;
  •  ВОЗНИК ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ»
  • ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ЛИШНИМ;
  • У ВАС ПРОБЛЕМЫ С РОДИТЕЛЯМИ;
  • ВАС ОСКОРБЛЯЮТ;
  • ВАС ОБИДЕЛИ ИЛИ ОБОКРАЛИ;
  • ВАС ОБИЖАЮТ В ГРУППЕ ИЛИ ОБЩЕЖИТИИ.

Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена Службой медиации техникума

1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.

2) Стороны психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).

3) Информация о ситуации на время рассмотрения службой не будет передана в другие структуры (совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п., ПДН, РКДН и ЗП).

Чем Служба примирения может помочь директору.

В техникуме начнёт создаваться инновационная практика примирения.

Техникум станет более комфортным  для студентов и более привлекательной на данной территории.

Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.

Отношения в техникуме будут улучшаться.

Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди студентов и педагогов техникума, а затем и на родителей.

Чем Служба примирения может помочь родителям.

  1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
  2. Родители могут обратиться в службу в случае неумении договориться с преподавателем.
  3. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Чем Служба примирения может помочь педагогам.

  1. Появиться возможность конструктивно управлять  конфликтами в техникуме.
  2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию студентов.
  3. Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в подрастковой-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации студентов.
  4. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  5. Укрепляется роль самоуправления студентов.

Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры техникума.

1) Передавать сложные конфликты в службу примирения.

2) Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники.

3) Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.

Чем служба примирения может помочь студентам.

1)Научиться конструктивно, общаться со сверстниками и взрослыми.

2) Научиться убеждать других словами, а не силой.

3)Участвовать в интересной «взрослой» и общественной полезной (волонтёрской) деятельности.

4)Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

5)Студентам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других подростков.

6) У подростков – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние. Посильно возместить причинённый вред, принести извинения и услышать слова прощения. Осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕДИАЦИИ

Альтернативное разрешение споров явление новое для российской действительности, которое имеет в иных государствах определённую историю, насчитывающую несколько десятилетий. Основная специфика этого явления – ориентированность не на выяснение правоты одной из сторон спора, а на достижение консенсуса путём переговоров, проводящихся в той или иной форме. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты и т.д.

Возникновение этого института стало результатом поиска путей решения следующих проблем:

  • Расширение и усложнение сферы гражданского общества, развитие в нем интеграционных процессов естественным образом приводит к возрастанию числа споров. Это характерно для гражданских, трудовых, семейных, корпоративных и даже административных отношений. Сегодня можно говорить о «юридизации жизни»: процессуальное и структурное усложнение современного общества, умножение интересов и потребностей личности превращают конфликты в естественную составляющую динамики социальных процессов и необходимый инструмент регулирования отношений.
  • Основной институт рассмотрения и урегулирования споров – суд – сегодня явно перегружен, что не только сказывается на качестве его работы, но и снижает эффективность правового регулирования и разрешения конфликтов. Кроме того, в современном мире содержание судебной системы требует все большей финансовой поддержки со стороны государства, что осложняется в условиях мирового финансового кризиса. В связи с этим каждое государство ищет решения, которые позволили бы отнести дела, не требующие высокой юридической квалификации, к ведению внесудебных институтов.
  • Развитие современных рыночных отношений, обеспечение стабильности гражданского общества невозможно без формирования устойчивых хозяйственных связей между различными субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому важно переориентировать участников экономической деятельности — убедить их перейти от конфронтационного типа отношений к отношениям сотрудничества, кооперации со своими контрагентами. Медиация в силу особой технологии переговоров, направленной на сотрудничество спорящих сторон, способна стать здесь эффективным средством.
  • В отличие от США и Европы, где социальные услуги населению в основном оказываются негосударственными организациями, в России существует прямое подчинение муниципальных организаций вышестоящим чиновникам, вертикальная организация учреждений социальной сферы. Это приводит к огромной и часто избыточной отчетности, постоянным проверкам, большому количеству контролирующих инстанций, низкой оплате труда социальных работников, вымыванию активных и творческих специалистов из учреждений социальной сферы.
  • Недостатки межведомственного взаимодействия в работе с подростками и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. В работе с конкретными случаями часто отсутствует кооперация специалистов, целевые программы на уровне региона замкнуты на конкретное ведомство, те или иные проекты государственных и муниципальных организаций не учитывают необходимость совместной деятельности и возможные вклады некоммерческих организаций в эту работу.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА МЕДИАЦИИ

В настоящее время в России создана нормативная база медиации:

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая определила «приоритет… мер воспитательного воздействия», «наличие системы специализированных вспомогательных служб», «нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении» с помощью реализации «примирительных программ»;
  • Во исполнение «Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы» принято Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. №  1916-р, п.62«Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где раздел V , п.62 предусматривает «развитие сети служб медиации», в т.ч. организацию «служб школьной медиации в образовательных учреждениях»;
  • ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»;
  • Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
  • Действующий в настоящее время ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» определяют принципы воспитания взаимоуважения, ответственности, что важно для создания служб медиации в образовательных организациях.

При создании служб медиации можно ориентироваться на ст.27 п.2  ФЗ № 273, определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (… методические и учебно-методические объединения и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба медиации может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.

Также важно отметить, что в законе № 273-ФЗ, в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создаётся «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». Исходя из текста закона и Методических рекомендаций по созданию служб школьной медиации, «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» и Служба школьной медиации — разные структурные подразделения образовательной организации. Они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учётом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательной организации.

Что дает обращение в службу медиации

ПОДРОСТКУ СОВЕРШИВШЕМУ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

РОДИТЕЛЯМ

ПОТЕРПЕВШЕМУ

  • осознать причины своего поступка и их последствия;
  • не развивать конфликт дальше;

 

  • загладить причиненный вред;

 

  • вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения в том числе в семье, которые возможно были нарушены в результате случившегося;
  • помочь подростку в трудной жизненной ситуации;

 

  • способствовать развитию у подростка ответственного и взрослого поведения.
  • избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

 

  • убедиться в том, что справедливость существует.